содержание Пояснительная записка 3-5 1 Учебный план дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 5-7 2 Календарный учебный график -дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 3 Рабочая программа. Содержание программного материала 9-14 4 Методические материалы 15-17 5 Оценочные материалы 18-21 8 Стр. 2 Пояснительная записка. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа МКОУ «Основная общеобразовательная школа с.Тахтоямск»реализовывает художественное направление и разработана в соответствии: 1. Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ); 2. Федеральным законом РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); 3. Стратегией развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); 4. Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. г. № 678-р); 5. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН); Актуальность программы заключается в том, что она дает не только знания, умения и навыки по изобразительному и декоративно-прикладному творчеству, но и способствует развитию моторики рук, точности, художественного вкуса, творческого воображения, формирует основы трудовой культуры, приобщает детей к искусству и народному творчеству, позволяет развивать у детей не только художественные способности, но и коммуникативные навыки в процессе рисования. Новизна программы заключается в формировании общей культуры и ввоспитании эстетического вкуса у обучающихся и воспитанников. В процессе практической деятельности обучающийся , воспитанник имеет возможность творческого самовыражения, проявления активности и мотивации к участию в конкурсах и выставках различного уровня; создается атмосфера сотрудничества, раскрытие способностей детей через приобщение к миру искусства. Стр. 3 Адресат программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в условиях малокомплектной сельской школы предназначена для обучения детей 5-15 лет, создана 1 разновозрастная группа, численностью до 18 обучающихся и воспитанников. Уровень освоения программы – стартовый. Формы обучения по образовательной программе Форма обучения – очная, пятидневная учебная неделя; форма организации обучения групповая, индивидуальная. Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий Общее количество часов в год – 35 часов. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах: 30 минут для воспитанников группы кратковременного пребывания детей, обучающихся 2-9 классов 45 минут. Между занятиями установлены 10 минутные перемены. Недельная нагрузка на группу – 2часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Объем и срок освоения образовательной программы Данная программа рассчитана на 35 часов, 5 месяцев. Для реализации программы используются следующие формы занятий: Вводное занятие – преподаватель знакомит обучающихся с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий учебный год. Ознакомительное занятие – преподаватель знакомит детей с новыми методами работы в тех или иных техниках с различными материалами (обучающиеся получают преимущественно теоретические знания). Занятие с натуры – специальное занятие, предоставляющее возможность изучать азы рисунка, используя натуру. Занятие по памяти – проводится после усвоения детьми полученных знаний в работе с натуры; оно дает ребенку возможность тренировать свою зрительную память. Стр. 4 Итоговое занятие – подводит итоги работы группы за 5 месяцев занятий. Может проходить в виде минивыставок, просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к отчетным выставкам. Цель: развитие творческого потенциала обучающихся и воспитанников посредством ознакомления с различными видами изобразительного и прикладного творчества и применения полученных знаний в повседневной жизни. Задачи: - формировать простейшие умения и навыки в области декоративно-прикладного и изобразительного творчества; - развивать у обучающихся видение красоты окружающего мира и способность выражать свое отношение к действительности языком изобразительного и декоративно-прикладного искусства; - способствовать формированию творческой индивидуальности; - способствовать эстетическому воспитанию; - содействовать профессиональному самоопределению обучающихся 1.Учебный план дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Трудоемкость (количество академических часов) Уровень год дисциплины сложности обучения* (модули) дисциплины Трудоемкость (модули) всего теория практика Формы промежуточной (итоговой) аттестации Стартовый 1 35 11,5 23,5 Педагогическое наблюдение, открытое занятие (5-15 лет) Юный художник Стр. 5 Роль и значение изобразительного искусства в процессе обучения. 1 0,5 0,5 Беседа/рефлексия Многообразие линий в природе. 2 1 1 Выполнение зарисовок 2 Выразительные средства графики: точки, линии, пятна. 1 1 Выполнение зарисовок Цветовой спектр. Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета. 2 2 Выполнение зарисовок Кляксография 2 2 Выполнение зарисовок Пушистые образы. Домашние животные. 2 2 Выполнение зарисовок Фактуры. 2 2 Выполнение зарисовок Выразительные возможности цветных карандашей. 4 1 3 Выполнение зарисовок Техника работы акварелью 2 1 1 Выполнение зарисовок Стр. 6 «вливание цвета в цвет». Техника работы акварелью «мазками». 2 1 1 Выполнение зарисовок Техника работы акварелью «посырому» на мятой бумаге. 2 1 1 Выполнение зарисовок Изучение нетрадиционных живописных приемов. 10 5 5 Выполнение зарисовок Итоговое занятие. 2 2 Выполнение зарисовок Стр. 7 2. Календарный учебный график дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программына 2023-2024 учебный год МКОУ «Основная общеобразовательная школа с.Тахтоямск»(приложение к программе «Юный художник) Наименование Объединения/групп ы Юный художник (разновозрастная группа) Уровень/го д обучения Срок учебного года Кол-во занятий в (продолжительност неделю, ь обучения) продолжительност ь одного занятия (мин) стартовый 08.01.2424.05.2024г 35 ч/2ч Кол-во заняти йв неделю Кол-во занятий в неделю, продолжительност ь одного занятия (мин) 2 2 раза в неделю по 30-45 минут Стр. 8 3.Рабочая программа .Содержание программного материала Тема 1. Роль и значение изобразительного искусства в процессе обучения. Задачи курса, знакомство с материалами и рабочими инструментами, их свойствами и правильным использованием. Знакомство с организацией рабочего места учащихся, его подготовкой к работе, правильной посадкой рисующих относительно постановки. Знакомство с приемами работы. Тема 2. Многообразие линий в природе. Материал: графитный карандаш, лайнеры разной толщины. Цель: освоение графического языка. Задачи: знакомство с пластическим разнообразием линий. Понятие «живая линия». Выполнение зарисовок (скалы, горы, водопад, банка с льющимся вареньем). Тема 3. Выразительные средства графики: точки, линии, пятна. Материал: графитный карандаш, фломастеры, акварель. Цель: знакомство с выразительными средствами графической композиции. Задачи: грамотно компоновать изображение в листе; добиться выразительности линий. Выполнение зарисовок (например, следы на снегу, следы птиц, людей, лыжников и т.д.). Использование формата А4, черного фломастера, гелиевой ручки. Самостоятельная работа: заполнение формы шаблона – рыбка (линия), гриб (точка), ваза (пятно). Тема 4. Цветовой спектр. Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета. Материал: графитный карандаш, акварель. Цель: знакомство с понятием «цветовой круг». Задачи: компоновать изображение в листе; точно разделить отрезки на равные части; показать цветовую разницу делений. Выполнение эскизов (например, зонтик, парашют, радуга, радужные игрушки). Тема 5. Кляксография. Материал: графитный карандаш, акварель, фломастеры, бумага. Стр. 9 Цель: знакомство с понятием образность. Задачи: создать пятно (кляксу) из ограниченной палитры акварели (туши) и постараться увидеть в нем образ и дорисовать его. Выполнение эскизов («Космический зоопарк», несуществующее животное, посуда, обувь). Тема 6. Пушистые образы. Домашние животные. Техника гуашь. Материал: графитный карандаш, гуашь, бумага. Цель: знакомство с техникой гуашь. Задачи: компоновать изображение в листе; передать основные пропорции животного. Применение новой техники в творческой работе. Выполнение этюдов (этюды кошек или собак). Тема 7. Фактуры. Материал: графитный карандаш, фломастеры, акварель. Цель: знакомство с материальностью окружающего мира средствами графики. Задачи: выполнение упражнений – зарисовок с натуры (мох, ракушки, камушки и др.) и творческих заданий (пенек с грибами, морские камушки с водорослями, осенние деревья). Тема 8. Выразительные возможности цветных карандашей. Материал: цветные карандаши, лайнеры. Цель: знакомство с цветными карандашами. Задачи: знакомство с цветовыми переходами. Работа штрихом, пятном. Выполнение рисунка по шаблону (праздничные воздушные шары, праздничный торт, осенние листья). Тема 9. Техника работы акварелью «вливание цвета в цвет». Материал: графитный карандаш, акварель, бумага для акварели. Цель: развитие и совершенствование навыков работы акварелью. Задачи: выполнение этюдов (река, ручеек, водопад, море, композицию можно дополнять поделками, выполненными из бумаги способом «оригами»). Тема 10.Техника работы акварелью «мазками». Материал: графитный карандаш, акварель, бумага для акварели. Цель: дальнейшее развитие и совершенствование навыков работы акварелью. Стр. 10 Задачи: выполнение этюдов-упражнений пестрых перьев с натуры, выполнение творческой работы («Рыбка», «Курочка-ряба», «Жар-птица»). Тема 11. Техника работы акварелью «по- сырому» на мятой бумаге. Материал: графитный карандаш, акварель, бумага для акварели. Цель: развитие и совершенствование навыков работы акварелью. Задачи: компоновать изображение в листе; Выполнение эскизов животных (например, цветы, слон, бегемот, носорог, динозавр). Тема 12. Изучение нетрадиционных живописных приемов. Материал: пастель сухая. Освещение верхнее, боковое. Цель: Знакомство с новыми техниками и их возможностями. Задачи: освоение новых техник. Выполнение упражнений. Вощение (морская волна с «барашками», морозные узоры, цветы и т.д.). Набрызг (салют, фонтан). Использование соли (звездное небо, созвездия зодиака). Монотипия (применение кружев и ткани в создании композиции «Зима»). Кляксография + раздувание («лунные цветы»). Использование формата А4, акварели, гуаши, свечек, туши, кружев, гелиевых ручек и др. Тема 13. Итоговое занятие. Выполнение рисунка на свободную тему в одной из пройденных техник. Основные методы обучения Участие в образовательных событиях позволяет обучающимся пробовать себя в конкурсных мероприятиях и демонстрировать успехи, достижения. При организации образовательных событий сочетаются индивидуальные и групповые формы деятельности и творчества, разновозрастное сотрудничество, рефлексивная деятельность, выделяется время для отдыха, неформального общения и релаксации. У обучающихся повышается познавательная активность, раскрывается их потенциал, вырабатывается умение конструктивно взаимодействовать друг с другом. Каждое занятие содержит теоретическую часть и практическую работу по закреплению этого материала. Благодаря такому подходу у обучающихся и Стр. 11 воспитанников вырабатываются такие качества, как решение практических задач, умение ставить цель, планировать достижение этой цели. Каждое занятие разделяется на 3 части: 1. Часть – включает в себя организационные моменты, изложение нового материала, инструктаж, планирование и распределение работы для каждого обучающегося на данное занятие. 2. Часть – практическая работа обучающихся (индивидуальная или групповая, самостоятельная или совместно с педагогом, под контролем педагога). Здесь происходит закрепление теоретического материала, отрабатываются навыки и приемы; формируются успешные способы профессиональной деятельности. 3. Часть – посвящена анализу проделанной работы и подведению итогов. Это коллективная деятельность, состоящая из аналитической деятельности каждого обучающегося, педагога и всех вместе. Широко используется форма творческих занятий, которая придает смысл обучению, мотивирует обучающихся на дальнейшее развитие. Это позволяет в увлекательной и доступной форме пробудить интерес обучающихся к изучению материала. Планируемые результаты Освоения программы является повышение уровня исполнения обучающимися работ в технике живописи, рисунка и декоративных поделок, развитие творческих способностей, которые проявляются в овладении техникой рисования, в знании основ изобразительной грамоты, в освоении обучающими образовательных нормативов. Результатом освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Юный художник» является приобретение обучающимися следующих знаний и умений: - знаний основных свойств материалов для изобразительного творчества; - знаний о построении композиции; - знаний о роли выразительных средств (форме, цвете, фактуре) в построении изобразительной композиции, декоративного произведения; - знаний цветового круга; Стр. 12 - знаний особенностей выполнения работы в рисунке, в живописи; - знаний особенностей оформления работы; подготовки работ к экспозиции; - знаний о понятии «декоративно-прикладное искусство»; - знаний основ цветоведения; - умения правильно и безопасно пользоваться необходимыми материалами; - умения определять нужный формат листа и расположение при выборе композиции; - умения располагать предметы в листе (компоновка); - умения передавать объем предметов с помощью светотени; - умения отличать теплые и холодные цвета; находить цветовой контраст; - умения передавать пропорции предметов; умения поставить предметы на плоскость; - умения определять техники выполнения; отличать технику исполнения в работах мастеров. Организационно-педагогические условия реализации образовательной программы Научно-методическое обеспечение реализации программы направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией общеразвивающей программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления. Социально-психологические условия реализации образовательной программы обеспечивают: - учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся; - вариативность направлений сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся); - формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья; Стр. 13 - формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде обучающихся и воспитанников. Материально-технические условия (обеспечение): Наличие комфортной образовательной среды включает в себя светлое удобное помещение-кабинет: - парты, стулья ученические, мольберты-2шт, планшет-2шт - АРМ педагога (компьютер в сборе, клавиатура, мышь), мультимедийная установка (проектор, экран), стол и стул педагога. - Канцелярские материалы: акварель, бумага, кисти (белка) разных номеров, карандаши, фломастеры, маркеры, - Набор муляжей овощей, фруктов, грибов. Набор гипсовых моделей: геометрических фигур, орнаментов капителей, голов. Модель скелета человека. - Дидактические материалы по определенной тематике занятия. Репродукции по темам, тематические картинки - Средства личной гигиены – салфетки, мыло и т.д.. Кадровые условия Педагог дополнительного образования, реализующий данную программу, должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы. Стр. 14 4.Методические материалы 4.1.Обеспечение программы предусматривает наличие следующей методической литературы: -Новалицкая Л. М. Методика формирования навыков изобразительной деятельности в ДОУ. – М.; АРКТН, 2008г. -Рузанова Ю. В. Развитие моторики у дошкольников нетрадиционной изобразительной деятельности. – СПб; КАРО, 2007г. -Утробина К. К, Утробин Р. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. – М.; «Издательство ГНОМ и Д», 2004г. - Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – г. Ярославль; Академия развития: Академия холдинг, 2004г. -Шайдурова Н. В. Методика обучения рисования детей дошкольного возраста. Учебное пособие. – М.; ТЦ Сфера, 2008г. -Рутковская А. Рисование в начальной школе. - СПб.: «Издательский Дом «Нева»»; М.: ОЛМА - ПРЕСС, 2001 Наглядное оборудование наименование количество Гипсовая модель "Глаз человека" 1 Гипсовая модель "Губы человека" 1 Гипсовая модель "Нос человека" 1 Гипсовая модель "Ухо" 1 Ваза греческая гипс 1 крынка гипс 1 дорическая полукапитель гипс 1 пятилистник гипс 1 ветка дуба 1 гипсовая фигура. Орнамент "Ветка клёна" 1 гипсовая фигура. Орнамент "Ветка винограда" 1 Стр. 15 доска разделочная . городецкая роспись солонка хохлома дымковская игрушка сувенир ,гжель филимоновская игрушка-свисток туес, береста набор муляжей грибов съедобных и ядовитых набор муляжей овощей (большой) набор муляжей фруктов (большой) Учебное оборудование 1 1 1 1 1 1 1 2 2 Мольберт этюдник художественный кисти Краски акварельные, гуашь 2 2 18 18 4.2.Система воспитательной работы. Организация мероприятий с обучающимися и родителями (законными представителями) Дополнительное образование сегодня – это необходимое звено в воспитании многогранной личности, органично и естественно сочетающее в себе процессы обучения ребенка конкретной прикладной деятельности и разностороннего воспитания. Организации дополнительного образования обладают существенным воспитательным потенциалом и благоприятными условиями для поддержки творческих устремлений детей в самопознании, самоопределении, самореализации и самоутверждении. В дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Юный художник» поставлено решение следующих воспитательных задач: - способствовать эстетическому воспитанию; Стр. 16 - содействовать профессиональному самоопределению обучающихся. Эстетическое воспитание обучающихся предполагает формирование начальных эстетических представлений и понятий на основе чувственного освоения образов, а также в результате многократных переживаний в процессе эстетического восприятия объектов и явлений действительности и произведений искусства. На этой основе у детей формируются элементарные эстетические знания, эмоции и чувства; потребности, интересы и склонности; эстетический вкус и способность к творческой деятельности, эстетическому поведению. Для реализации поставленных задач педагогом должны соблюдаться следующие условия: - построение работы в рамках художественно-эстетической направленности с учѐтом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся и воспитанников; - развитие эстетического восприятия через взаимодействие с объектами искусства и окружающей действительности; -формирование эстетического вкуса через изучение разнообразных видов искусства; -ознакомление учащихся с достопримечательностями, важными культурными событиями в жизни города Магадан, страны; - посещение онлайн- выставок, экспозиций; - создание насыщенной предметно-пространственной среды для самостоятельной деятельности обучающихся и воспитанников в рамках направления; -организация мини-выставок детского творчества в рамках учреждения. Планируемый результат воспитания. Результатом воспитания выступают личностные изменения человека, выражаемые в системе отношений к миру, к обществу и к самому себе: -Чувство гордости за свою Родину, национальную культуру и искусство; - Уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; Стр. 17 - Бережное отношение к объектам природы и животным; - Сформировано эстетическое восприятие объектов окружающего мира и художественных образов; -Сформированы эстетические потребности: - в общении с природой и искусством; - в творческом отношении к окружающему миру; - в самостоятельной творческой деятельности; -Овладение навыками коллективной деятельности; -Соблюдение правил поведения в обществе, общения со сверстниками и взрослыми; -Соблюдение правил техники безопасности и самодисциплина. Календарный план воспитательной работы № п/п Название мероприятия Дата проведения Место проведения 1 Инструктажи о правилах поведения» и технике безопасности согласно графику кабинет 2 Участие в мероприятиях разного уровня согласно графику кабинет 3 Участие в создании поздравлений к праздникам (День учителя, День матери, Новый год, 23 февраля, 8 марта, 9 мая и т.д.) согласно календарю кабинет 4 Участие в воспитательных мероприятиях согласно календарю кабинет 5 Организация выставок работ учащихся для родителей (законных представителей) в течение года кабинет Стр. 18 5.Оценочные материалы Вводный контроль в начале года определяет исходный уровень обученности: творческая работа на дом; собеседование с обучающимися и воспитанниками. Текущий контроль художественной деятельности в процессе усвоения каждой изучаемой темы включает индивидуальные творческие работы учащихся, выполненные в различных видах изобразительного искусства. Итоговая аттестация проводится в форме итогового просмотра творческих работ обучающихся. При оценивании обучающегося, осваивающего дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу, учитывается: - формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству; - стремление работать с различными материалами; - овладение практическими умениями и навыками в изобразительной деятельности; - степень продвижения обучающегося, успешность личностных достижений. Просмотр и анализ детских творческих работ. Критерии оценки работ: Высокий уровень усвоения изучаемого материала — уровень выполнения требований высокий, отсутствуют ошибки в разработке композиции, работа отличается грамотно продуманной цветовой гаммой, все объекты связаны между собой, верно переданы пропорции и размеры, при этом использованы интегрированные знания из различных разделов для решения поставленной задачи; правильно применяются приемы и изученные техники рисования. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески. Стр. 19 Средний уровень усвоения изучаемого материала — уровень выполнения требований хороший, но допущены незначительные ошибки в разработке композиции, есть нарушения в передаче пропорций и размеров; обучающийся допустил малозначительные ошибки, но может самостоятельно исправить ошибки с небольшой подсказкой учителя. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно. Низкий уровень усвоения изучаемого материала — уровень выполнения требований достаточный, минимальный, но допущены ошибки в разработке композиции, в передаче пропорции и размеров. Обучающийся владеет знаниями из различных разделов, но испытывает затруднения в их практическом применении при выполнении рисунка; понимает последовательность создания рисунка, но допускает отдельные ошибки; работа не выполнена в заданное время, с нарушением технологической последовательности; Изучаемый материал не усвоен — обучающийся не знает основных элементов процесса рисования, не умеет пользоваться дополнительным материалом, не владеет даже минимальными фактическими знаниями, умениями и навыками, определенными образовательной программой. Тест по теме: «Цветоведение» 1. Цветоведение – это… • Изображение природы; • Наука о цвете; • Наука о цветах. Ответ: наука о цвете. 2. Какие цвета называются основными: • Синий, жѐлтый, зелѐный; • Синий, желтый, красный; • Красный, оранжевый, жѐлтый, зелѐный, голубой, синий, фиолетовый. Ответ: Синий, желтый, красный. 3. Сколько цветов в радуге: • 10; • 8; • 7. Ответ: 7. 4. Какие цвета относятся к теплым: • Белый, оранжевый; •Жѐлтый, красный; • Синий, фиолетовый. Ответ: Жѐлтый, красный. 5. Какие цвета относятся к холодным: • Белый, оранжевый; •Жѐлтый, красный; • Синий, фиолетовый. Ответ: Синий, фиолетовый. Стр. 20 6. Какие цвета относятся к ахроматическим: • Белый, чѐрный и все оттенки серого; •Жѐлтый, красный, синий; • Синий, фиолетовый, голубой; • Белый, голубой, розовый. Ответ: Белый, чѐрный и все оттенки серого. 7. Для того чтобы цвета стали светлыми в них добавляют: • Белый цвет; •Жѐлтый цвет; • Серый цвет; •Чѐрный цвет. Ответ: Белый цвет. 8. Для того чтобы цвета стали тѐмными в них добавляют: • Белый цвет; •Жѐлтый цвет; • Серый цвет; •Чѐрный цвет. Ответ: Чѐрный цвет. Результат: • 8 правильных ответов - Высокий уровень усвоения изучаемого материала; • 5-7 правильных ответов – Средний уровень усвоения изучаемого материала; • 1-4 правильных ответов – Низкий уровень усвоения изучаемого материала Оценка практических навыков № ФИ обучающегося, воспитанника показатели Компоновка на листе Оценка по 5бальной системе (отметка) аккуратность творчество выразительность Стр. 21